Сергей Чесноков ответил на вопрос «как закопать демографическую яму»?

Сергей Чесноков ответил на вопрос «как закопать демографическую яму»?

Правительство России подготовило новые меры по стимулированию рождаемости в России. И одна из них — увеличение материнского капитала. По прогнозам, в 2025 году сумма может достичь 680 тысяч рублей за первого ребенка. Пока же похвастаться нечем: по сравнению с апрелем 2021 года рождаемость в стране снизилась нынешней весной на 13%. Что еще нужно сделать, чтобы выбраться из сегодняшней «демографической ямы»?

Радио «Спутник» (далее — Р.С.): Как поддерживать рождаемость в России? Сергей Чесноков, координатор общероссийского движения «За жизнь», секретарь демографической платформы РФ с нами на прямой связи.

Здравствуйте Сергей Валентинович!

Сергей Чесноков (далее — С.Ч.).: Здравствуйте!

Р.С.: Как закопать демографическую яму? Просто денег дать больше на «материнский капитал»? Не получается видимо. Итак «материнский капитал» — нехилые суммы-то? А пока не работает…

С.Ч.: Это связано с тем, что долгие годы сфера демографии была недофинансирована. Сейчас даже большие средства пока действительно закапывают яму только, поскольку когда долгое время был дефицит, то сейчас, конечно, его нужно, может быть, даже большими средствами уравнивать. Потому что мы только считали по одному из регионов — расходы бюджета — это 2% от валового регионального продукта. В тех регионах, в которых рождаемость действительно поднялась, как в Сахалинской области, был подъем недавно совсем в 2011-2017 годы, там расходы были около 3% валового регионального продукта.

Р.С.: Извините, давайте по-человечески. Потому что расходы 2% от валового регионального… На что они деньги тратят? Что делают?

С.Ч.: Прежде всего семьи интересует вопрос, где жить. Это очень существенная строка расходов. Материнский капитал — это тоже очень важно. То, что он увеличился — это тоже очень здорово. Инфляция все равно идет. Индексация приведет к тому, что инфляция будет покрыта.

Р.С.: Чтобы люди заводили детей, рожали детей, надо, чтобы им было, где жить.

С.Ч.: Да, потому что сейчас ипотекой, к сожалению, не все семьи могут воспользоваться.

Р.С.: Льготная ипотека — 7%.

С.Ч.: Тем более многодетные семьи не могут этим воспользоваться. Сахалинский опыт — это погашение ипотеки в связи с рождением последующих детей. Это было рассчитано на многодетные семьи. Чем больше детей, тем больше вероятность, что квартира… Во-первых, происходит расширение жилплощади и погашение ипотеки — половины или полностью. Такая мера будет очень существенно сказываться на рождаемости.

Р.С.: Вы специалист, поэтому неловко как-то высказывать свое мнение. Хорошо, есть, где жить. Следующий вопрос — где зарабатывать? В большей части мамы сидят с детьми. Где папе зарабатывать? Это вторая проблема. Сколько материнского капитала не дай, если нет работы, то ничего.

С.Ч.: Да. В этом смысле мы выступали с инициативой приравнивать труд многодетных родителей к работе, чтобы это на уровне пенсии и на уровне…

Р.С.: Как интересно. Обоих?

С.Ч.: Достаточно хотя бы мамы, потому что отец все равно работает. Если материнский труд будет приравнен к работе, начиная с какого-то числа детей, например, с четырех детей…

Р.С.: Давайте со второго. Жалко, что ли? Почему с четвертого?

С.Ч.: Может быть, со второго. Просто будет какая-то индексация больше. Эта мера достаточно существенно повлияла на ситуацию. Сейчас неравные условия у семей, у которых много детей, и у семей, у которых меньше детей. В этом смысле дети экономически невыгодны. Нужно сравнивать эту ситуацию.

Р.С.: Вот вы молодец, конечно. Когда дети были экономически выгодными?

С.Ч.: Были выгодными.

Р.С.: Когда?

С.Ч.: До революции это было выгодно, потому что это были рабочие руки. По большому счету вклад многодетной семьи в экономику значительно больше, чем семей с меньшим количеством детей.

Р.С.: Мы с вами пришли к тому, что ситуация очень сильно изменилась в мире. Так уже никогда не будет, я надеюсь, как тогда.

С.Ч.: Ситуация изменилась, но тот же самый шестой экономический уклад сейчас позволяет жить на земле и питаться плодами своих рук, работать дистанционно, удаленно. Здесь нужно говорить только про улучшение способов доставки в крупные города, чтобы в культурной жизни регионов и столиц участвовать. Суть даже не в этом. Я закончу мысль, что у нас рождается ребенок в многодетной семье. В него вкладывают. Этот ребенок, по сути, вносит свой вклад, когда вырастет, в экономику страны. Понятно, что этот вклад вернется через 20-30 лет. Как раз государство в этом смысле должно компенсировать эти затраты, потому что это новый человек. Каждый рожденный ребенок не только через 20 лет даст вклад в экономику своими руками, но, родившись, он уже становится предметом экономических отношений.

Ему нужны памперсы. Кто-то их должен произвести. Ему нужно питание — кто-то его произведет. Родившись, ребенок уже приносит прибыль государству, потому что он становится новым субъектом экономических отношений. Мы видим, что наших детей за границей с удовольствием разбирали с руками, усыновляли. Слава Богу, эта практика закончилась, но не до конца. Тем не менее, наши дети нужны. Там они становятся субъектами экономических отношений.

Р.С.: Нам наши дети нужны в первую очередь нужны.

С.Ч.: О том и речь. Они нам нужны. Наша проблема — это обезлюдивание территорий. У нас недостаток рабочих рук. Если приезжает слишком большое число мигрантов, то инфраструктура региона не выдержит большого прилива. Даже новые рабочие руки можно привлекать, если будет достаточная рождаемость среди коренного населения. Соответственно, нужно, чтобы не только государство, но и крупные предприятия тоже как-то несли свою ответственность. Есть у ряда предприятий корпоративные программы семейные.

Р.С.: Сергей Валентинович, мы при капитализме сейчас. Я родился при социализме. Мы сейчас с вами при капитализме сейчас живем, правильно я понимаю?

С.Ч.: Я поэтому и разговариваю на эту тему.

Р.С.: Сергей Валентинович, а зачем это нужно большому предприятию, собственнику большого предприятия? Вы же знаете. Зачем?

С.Ч.: Зачем это нужно, по сути, президент сказал недавно на экономическом форуме. Как раз о том, что значительно надежнее вкладывать в свою страну, потому что надежный вклад в людей — это вклад в социальный капитал и в потенциал региона. Соответственно, это все значительно более долгосрочное вложение.

Р.С.: В свое доброе имя. Это понятно.

С.Ч.: Нет, это просто улучшает социальный климат в регионе. Соответственно, сюда пойдет больше инвестиций, можно будет развивать производство, если семьи будут нормально себя чувствовать, если мужчина будет иметь оплачиваемую работу и позволяющую кормить свою семью. На том же Западе был пример. По-моему, у компании Форда, когда вообще на предприятии не было сотрудников, кроме мужчин. Конечно, это, может быть, нереализуемый ныне формат, но смысл в том, что они посчитали и понимали, что им экономически выгоднее, чтобы были среди сотрудников мужчины, у которых семьи с детьми, потому что они с другим энтузиазмом работают и по-другому относятся к своему предприятию, держатся за работу. Соответственно, дают больше отдачи.

Р.С.: Нам с вами дискутировать и дискутировать, Сергей Валентинович. У мужчины, когда у него много детей, деваться некуда. Форду от этого хорошо. Он будет слушать все, что Форд будет говорить.

С.Ч.: Форд зарплаты давал достойные, чтобы люди могли содержать свои семьи. Я же об этом говорю. В данном случае у нас многие женщины в принципе не согласны с тем, чтобы совсем не работать. Они хотят тоже самореализовываться, поэтому здесь должна еще быть параллельно программа не только чтобы многодетный отец мог больше зарабатывать, но и чтобы женщина имела возможность удаленного заработка. Соответственно, чтобы это тоже было частью экономики. Кроме того, чтобы старшее поколение имело возможность заботиться о детях. У нас сейчас пенсии отняли, в том числе из-за демографической ситуации. Инициатива нашей организации в том, чтобы вернуть пенсии тем, кто будет сидеть с детьми своими или чужими. Вернуть пенсии на социально значимую миссию воспитания детей.

Р.С.: И что вы с этой инициативой делаете? Вы куда-то с ней выходите? Или это просто декларация?

С.Ч.: Во-первых, мы ее прорабатываем. Во-вторых, мы с ней уже неоднократно выступали. Мы видим, что к нашим инициативам прислушиваются. Об изменении пенсионных отношений мы уже не раз выступали с разных сторон. Что нужно индексацию пенсий делать в связи с количеством детей. Сейчас уже президент заявил о том, чтобы многодетным семьям была доплата к пенсиям.

Р.С.: Это было бы вообще здорово.

С.Ч.: Да. Сейчас этот вопрос прорабатывается. Мы понимаем, что уже нужно следующий шаг, чтобы пенсии были тем, кто будет сидеть с детьми. Сейчас есть институт сертификации нянь. Можно организовать обучение для таких людей старшего возраста, кто хочет заниматься уходом за детьми. Это продлевает продолжительность жизни, потому что общение с подрастающим поколением дает оптимизм.

Р.С.: Положительные эмоции.

С.Ч.: Да.

Р.С.: Сергей Валентинович, прекраснейшие у вас идеи. Радио «Спутник» вам желает успехов в том, чтобы к вам прислушались.

С.Ч.: Последняя идея. Мы выступаем за введение Дня беременной. У нас есть День отца и День матери. Нужен еще День беременной, и чтобы он был два раза в году, чтобы каждая беременная имела возможность быть чествуемой в этот праздник. Обычно праздники раз в год, а день беременной должен быть раз в полгода.

Р.С.: Позитивно.

https://radiosputnik.ria.ru/20220623/1797545691.htmlР.С.:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *