Пятеро европейских лидеров, собравшихся, только чтобы обсудить вопросы численности населения, — кадр, который удается поймать не так часто. Демографический саммит в венгерском Будапеште, завершившийся 24 сентября, предоставил такую возможность. Президент Сербии Александар Вучич, глава автономной Республики Сербской Милорад Додик, премьеры Чехии — Андрей Бабиш, Словении — Янез Янша и хозяин встречи Виктор Орбан выступили вместе, чтобы объявить о демографической чрезвычайной ситуации в Старом Свете. Их общей встревоженности соответствуют данные ООН: все без исключения страны ЕС на протяжении многих лет испытывают естественную убыль коренного населения. Но старится далеко не весь мир — на большей части Африки и в нескольких странах Азии число жителей не только идет в рост, но и вполне способно увеличиться в несколько раз до конца XXI века. Возникает зазор, оставляющий простор для многомиллионных миграций, к которым нигде в мире не готовы. Страны с численностью населения менее 10 млн человек — особенно: там их считают угрозой национальной идентичности и реагируют всеми средствами, какие только могут найти.
Прогнозы, представленные экспертами ООН, действительно оставляют мало места для оптимизма, особенно если принять в расчет разницу демографических потенциалов. Согласно этим данным, до 2100 года численность населения Восточной Европы при умеренном сценарии может сократиться на 25%, а негативном — до 40%. На юге Европы положение еще опаснее: ничто не может предотвратить падения вплоть до 50%. Несмотря на это, человечество в целом не заметит изменений: оно продолжит свой рост — вплоть до 11 млрд к началу следующего века.
В небольшом государстве Босния и Герцеговина (БиГ) (численность населения 3,5 млн) такое развитие событий вызывает ощущение надвигающейся катастрофы. «Кто будет жить в Европе спустя 50 лет? Будут ли это европейцы?» — суммировал напряжение в одном вопросе глава Республики Сербской в составе БиГ Милорад Додик. Политик отталкивается от фактов, свидетельствующих о быстро наступающем упадке: самая низкая в Европе рождаемость (1,2 ребенка на женщину в БиГ), отъезд молодежи в Евросоюз и замещение ее выходцами из Ближнего Востока. «Я живу в регионе всего в 4,5 ч от Будапешта, — заявил Додик на будапештской встрече. — Кто-то думает, это далеко от Европы? Нет, близко», — повышает ставки он.
Выступление хозяина саммита Виктор Орбана позволило приоткрыть завесу над спорами о демографии, которые проходят в Европе за закрытыми дверями: «У западной цивилизации не получается поддерживать себя самой, но некоторым даже не приходит в голову, что это вообще проблема. Одни верят, что роботизация позволит справиться со всеми трудностями, а другие собираются расселить мигрантов, чтобы сделать из них новый рабочий класс Европы», — объясняет разногласия Орбан. Вариант демографического размена, при котором стареющий Старый Свет все же примет часть населения из-за рубежа, с точки зрения Орбана, неприемлем. «Невозможно просто взять и поменять идентичность цивилизации, которая насчитывает тысячу лет», — такова точка зрения венгерского премьера.