Ответ движения «За жизнь!» на обвинения в пропаганде нью-эйдж, оккультизма и экстремизма

Ответ движения «За жизнь!» на обвинения в пропаганде нью-эйдж, оккультизма и экстремизма


Эта статья была написана в качестве ответа на публикации на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, содержащие, на наш взгляд, клевету на движение «За жизнь!» и вбивающие клинья между верой и научными знаниями. Президент центра, он же главный редактор сайта А.Л. Дворкин отказал нам в ее размещении, не дав должных пояснений. По этой причине мы обратились с просьбой опубликовать ответ к редакции Русская народная линия, площадке, открытой для дискуссий и поисков ответов.

В связи с публикацией на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского двух статей Ю.С. Массино «Пролайф, Нью-Эйдж и «синергийный традиционализм»» от 24.08.2018 и «Нью-Эйдж, квантовый мистицизм, евразийский союз молодежи и фестивали «За жизнь»» от 25.08.2018, выставляющих наше движение в качестве пропагандирующего нью-эйджевские, оккультные и экстремистские идеи и нерукопожатного для приличных православных ученых, к коим себя относит автор, мы получили ряд писем от соратников с просьбами выразить позицию совета движения и указать, где желающие разобраться в ситуации могут найти ответы на выдвинутые обвинения.

В движении «За жизнь!» участвуют тысячи добровольцев более чем из 300 городов и весей России, Беларуси, Украины и Сербии, неравнодушных к такой страшной проблеме современности, как легальное и массовой убийство детей до рождения, посредством которого общество пытается себе на погибель решать многочисленные политические, социальные, личные и прочие проблемы. Движение реализует большое количество масштабных проектов, направленных на прекращение абортов [1]. В 2015-2018 гг. участники движения спасли жизни 9047 детей путем оказания помощи беременным женщинам в трудной жизненной ситуации. Передача 1,2 млн подписей граждан России в поддержку запрета абортов [2], в том числе святейшего Патриарха [3] и многих архиереев, собранных нашим движением, привела к тому, что впервые в истории страны на тему абортов высказался ее руководитель, выразив готовность к дискуссии на тему законодательной защиты жизни и поручив правительству «принять меры, направленные на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере профилактики абортов» [4].

В надежде на то, что целью редакции было желание разобраться в проблеме, а не просто походя очернить нашу работу, мы на правах дискуссии, защиты чести и достоинства, в том числе многочисленных православных участников движения, направляем главному редактору сайта Александру Леонидовичу Дворкину наш ответ на выдвинутые Ю.С. Массино обвинения.

I. Предыстория

Две обсуждаемые публикации Массино являются незначительно измененными версиями статей, опубликованных полтора года назад на сайте «Меньше ада»: «Нью-Эйдж на православных фестивалях «За жизнь»?» [5] от 24.02.2017 и «Евразийство на православных фестивалях «За жизнь»?» [6] от 27.02.2017.

Ответы на обвинения, выдвинутые в этих статьях, по существу, со всеми ссылками и разъяснениями были опубликованы членом совета движения В.В. Потихой в его живом журнале: «Клевета о фестивале «За жизнь», родах и «Нью-Эйдж».

Часть 1-я. Дисклеймер. Эпиграф-предисловие. О движении за естественные роды. https://potikha.livejournal.com/17065.html

Часть 2-я. Средства, которыми осуществляются попытки дискредитации и криминализации домашних родов. «Ювенальная юстиция». Если вернуться к Александру Наумову. Выводы Массино и мои. https://potikha.livejournal.com/17195.html

Часть 3-я. О перинатальной психологии. Гроф, ЛСД-25 и БПМ. Гаряев и волновая генетика. https://potikha.livejournal.com/17439.html

Часть 4-я. Борьба научных парадигм в акушерстве. https://potikha.livejournal.com/17748.html

При этом следует отметить следующие моменты.

Первое. Мы обращались к редакции сайта «Не надо ада» с просьбой на правах опровержения или хотя бы дискуссии опубликовать наши ответы. Нам было в этом отказано, из чего следует, что редакция не придерживается журналистского принципа открытости и непредвзятости.

Второе. Обращает на себя внимание тот факт, что у статьи с очерняющими нас материалами необыкновенно большое число просмотров — более 2,7 млн (на 02.09.2018). Это резко выделяет ее из числа других материалов этого сайта. Следующие по популярности публикации «Чем плох секс до брака?» и «Почему непонятны православные молитвы» дотягивают лишь до 40 и 20 тыс. просмотров, в среднем же количество просмотров статей колеблется от 1 до 5 тыс. [7]. Это вызывает вполне обоснованные подозрения в том, что счетчик просмотров был искусственно накручен в целях продвижения в интернете порочащей нас публикации.

Из этого следует, что данные публикации могут рассматриваться как «заказные», имеющие цель не разобраться в проблеме, а очернить наше движение.

Если статья Ю. Массино от 25.08.2018 полностью повторяет публикации на сайте «Не надо ада», то ее публикация от 24.08.2018 якобы является реакцией на ответы Владимира Потихи в его живом журнале и публикацию его экспертного доклада «Не убий! (Ребенок до рождения и «право на аборт»)» в журнале «Изборский клуб» [8]. В целом Массино в ней не выдвигает каких-то новых аргументов, но на новый лад повторяет уже звучавшие ранее обвинения, передергивания и оскорбления, добавив психоделических нью-эйджевских картинок, не имеющих никакого отношения к нашему движению.

Например, доктор медицинских наук, профессор, ученый MD и PhD [9] Г.И. Брехман, организовавший кафедру акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей в Ивановской государственной медицинской академии и возглавлявший ее в течение 15 лет до ухода на пенсию [10], несколько раз именуется в статье исключительно в качестве иммигрировавшего в Израиль «последователя гуру Нью-Эйдж Станислава Грофа». Это является ложью. Брехман не разделяет увлечений Грофа психоделиками, холотропным дыханием и индуистской религиозной философией, а всего лишь наряду с другими многочисленными отечественными и зарубежными учеными дает ссылки на описанные в научных публикациях Грофа феномены перинатальной памяти, верифицированные по медицинской документации и воспоминаниям родителей его пациентов. Излагая гипотезу Грофа о базовых перинатальных матрицах, Брехман подвергает ее критике [11]. Непредвзятому читателю должно быть понятно, что такого рода инсинуации, на которых основаны обвинения Массино, выходят за рамки как профессиональной научной этики, так и православной нравственности.

Тем, кто желает обстоятельно разобраться в теме, и кого интересуют подробные ответы на обвинения в пропаганде Нью-Эйдж, мы рекомендуем ознакомиться с упомянутыми выше статьями Владимира Потихи и его докладом для «Изборского клуба». Ниже мы, во-первых, дадим кратко информацию о том, какие события произошли с момента публикации статей Ю.С. Массино в феврале 2017 г., а во-вторых, кратко повторим все основные тезисы и ответы на ее обвинения.

II. Об итогах работы церковной комиссии

Юлия Массино в своих статьях достаточно безапелляционно выступает от имени всей Русской Православной Церкви, мы бы хотели сообщить о том, какую же позицию заняло по серии этих обвинений священноначалие.

Осенью прошлого года в связи с обвинениями нашей организации в многочисленных ересях, радикализме и даже экстремизме мы обратились на имя Святейшего Патриарха с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Была назначена специальная комиссия в составе глав трех синодальных структур — председателя Отдела по благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, председателя Патриаршей комиссии по семье протоиерея Димитрия Смирнова и председателя Отдела по взаимодействию с обществом и СМИ В.Р. Легойды.

Данная комиссия рассмотрела все поступившие в наш адрес обвинения, включая выдвигаемые Ю. Массино, и наши ответы на них. Провела несколько совместных заседаний с участием представителей нашей организации и ее обвинителей.

Каковы же были итоги и решения комиссии?

Комиссия не нашла основания в указанных обвинениях, не нашла проблем в текущей деятельности нашей организации, и, соответственно, ею не было принято негативного решения по поводу взаимодействия структур Русской Православной Церкви с АНО «За жизнь» и одноименным движением.

Лучшим подтверждением этому является проведенный нами по согласованию с Московской Патриархией и по благословению и согласованию с 18 епархиями Русской Православной Церкви Царский крестный ход «За жизнь и семью», который проходил с 15 марта по 22 июля 2018 г. и не встретил никаких нареканий со стороны священноначалия (в настоящее время готовится подробный отчет, все материалы имеются на сайте ЦарскийХод.РФ).

И все же, по существу.

III. Ответы на обвинения тезисно

Кратко и тезисно изложим наши ответы на все основные обвинения Ю. Массино, выдвинутые в публикациях на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

1. Движение за естественные роды является таким же внеконфессиональным (в него могут входить представители самых разных религиозных взглядов), как и, например, движение в защиту жизни (пролайф) или движение против ювенальной юстиции, а потому разговор о естественных родах на фестивале «За жизнь» и даже призывы к ним (на правах полемики) не могут считаться пропагандой Нью-Эйдж, как это пытается представить Ю. Массино.

2. Среди участников движения «За жизнь!», в том числе его руководства, на уровне персонального выбора есть и сторонники домашних родов, и сторонники родов в больнице, включая прибегающих по показаниям к операции кесарева сечения. Речь идет о защите приоритетного права на принятие добровольного информированного решения о способе рождения своего ребенка самой беременной женщиной, о создании оптимальных условий для этого, о минимизации рисков, включая как решение проблемы отсутствия средств экстренной медицинской помощи при домашних родах, так и проблемы акушерской агрессии в системе здравоохранения, негативно сказывающихся на состоянии здоровья женщин и детей, влияющих на выбор между родами и абортом в дальнейшем.

3. Перинатальная психология — это вовсе не псевдонаука и не оккультизм, это просто достаточно молодая отрасль психологии. С конца ХIХ в. по 1980-е гг. в науке господствовало мнение, что человеческие сознание и память являются продуктом деятельности головного мозга, который якобы начинает функционировать только через какое-то время после рождения ребенка. Эту позицию отстаивает Массино, кстати, несмотря на многочисленные свидетельства об обратном в Св. Писании и Предании Церкви [12]. Ко второй половине ХХ в. накопился значительный массив эмпирических данных, свидетельствующих об активной психоэмоциональной жизни ребенка до рождения, о ее связи с психоэмоциональными состояниями и событиями в жизни беременной женщины, о способности к обучению до рождения и проч. Эти данные наука уже не могла игнорировать или отрицать яко не бывшие. Их изучением, выдвижением объясняющих научных гипотез, практическим применением полученных знаний занимается перинатальная психология, получившая признание на уровне академической науки, высшей школы и даже нормативных документов Минздрава, касающихся профилактики абортов [13]. Отрицать право этой научной дисциплины на существование, даже при наличии действительно неудачных гипотез и высказываний отдельных ее представителей — это открыто демонстрировать свое невежество.

4. Обвинять экспертов движения в использовании ими экспериментальных данных или гипотез ученых, которые не являются православными христианами, это все равно что обвинять систему образования в навязывании ею идей оккультной лженауки под видом преподавания теории всемирного тяготения Исаака Ньютона, ведь известно, что Ньютон имел религиозно-философские взгляды не совместимые с православием. То же самое касается и столпов отечественной науки, начиная, например, с М.В. Ломоносова, предлагавшего перенести Великий пост и Пасху. Но ведь законы всемирного тяготения и сохранения вещества имеют объективное внеконфессиональное подтверждение и действуют как на православных, так и на атеистов. А исходя из логики Массино, нужно заняться ниспровержением всего здания современной науки под лозунгом «На костер еретиков-ученых!».

5. Обвинять движение «За жизнь!» в оккультизме и фашизме на основании имевших место фактов сотрудничества с Евразийским союзом молодежи и со сторонниками идей А.Г. Дугина (персонально с которым никто из совета движения лично не имеет чести быть знакомым) также неправомочно, поскольку до сих пор эта организация не признана Церковью еретической и оккультной, сам Дугин не отлучен от Церкви, приглашается на церковные мероприятия, а ЕСМ не признана государством экстремистской организацией.

6. Юлия Массино нигде не приводит оккультных и нью-эйджевских высказываний ни членов оргкомитета фестиваля «За жизнь», ни даже приглашенных экспертов (Брехмана, Наумова и др.). Ссылки на каких-то третьих лиц, сторонниками, последователями или просто знакомыми, которых якобы являются указанные эксперты, — это крайняя натяжка, свидетельствующая об отсутствии аргументов и притягивании обвинений за уши.

7. Парадигма «ребенок до рождения — человек», или парадигма пренатального ребенка, — это вовсе не изобретение Владимира Потихи. Владимир Потиха является историком и в настоящее время готовит к защите диссертацию именно по этой теме. Цель его исследования не придумать или создать некий философский конструкт, а как историка — выявить уже сложившиеся парадигмы и показать на исторических примерах их борьбу. Прежде всего борьбу парадигмы «человеческое существо до рождения — не человек» и парадигмы «человеческое существо до рождения — ребенок до рождения».

IV. Встречные вопросы

Помимо вышесказанного у нас также имеется целый ряд вопросов к самому автору статей — Юлии Сергеевне Массино.

1. Кто дал Ю. Массино право выступать от имени Церкви, называя отдельных людей и даже целые организации, причем имеющих духовников [14], оккультными, неоязыческими, экстремистскими и т.п.? Особенно ввиду того, что священноначалие эти обвинения рассматривало и не нашло их обоснованными. Таким образом, получается, что Массино, выступая от имени Церкви, ставит свое мнение выше решений уполномоченной на это священноначалием специальной церковной комиссии.

2. Осознает ли Ю. Массино, что порочить от лица Православия огульно в грубых выражениях целую научную дисциплину перинатальную психологию, а также ведущих отечественных неонатологов (Володина, Шабалова) и акушеров-гинекологов (Айламазяна, Брехмана) — это вбивать клин между представителями науки и Русской Православной Церковью, дискредитировать Церковь и верующих христиан?

3. Как Ю. Массино может называть себя православным ученым и при этом яростно защищать представления об отсутствии у ребенка до рождения психоэмоциональной жизни? Отрицать базовые понятия, такие как «ребенок до рождения», и при этом делать вид, что критикует пролайф «изнутри» в качестве православного ученого? В наши дни на такой позиции стоят только радикальные сторонники права на аборт, игнорирующие научные факты по причине невежества или политической ангажированности.

Юлия Массино ранее была нам известна как соавтор нескольких достаточно полезных для пролайфа статей, справедливо критикующих государственные программы пренатальной диагностики, основанные на выявлении и убийстве до рождения больных детей [15]. Однако статьи против нашего движения, особенно от 24.08.2018, в которой прямо отвергается парадигма ребенка до рождения, иначе как войной с корневыми понятиями движения в защиту жизни и войной непосредственно с одной из наиболее активных и многочисленных пролайф-организаций назвать нельзя. Как произошла такая эволюция взглядов? Неужели полемический пыл и желание во чтобы то ни стало опорочить нашу организацию так ослепили некогда пролайфовски настроенного автора?

Или с лоббистами государственных программ, продвигающих аборты, воевать значительно сложнее, чем с общественным движением «За жизнь!», отстаивающим неприятную для всего общества истину, что аборт — это убийство и совершать убийство детей до рождения недопустимо?

Мы сомневаемся, что Ю. Массино сможет дать внятные ответы на все эти вопросы, но уверены, что читатели сами сделают все необходимые выводы, ознакомившись и с работами Ю.С. Массино, и с нашими ответами на них.

 

Совет Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей «За жизнь!»

Библиография

1. См. каталог движения «За жизнь!»: URL: https://www.yadi.sk/i/v9rUv4uX3XnPSb [Дата обращения: 03.09.2018].

2. Общественники передали администрации президента РФ более 1 млн подписей за запрет абортов. URL: https://www.tass.ru/obschestvo/4746902 [Дата обращения: 03.09.2018].

3. Святейший Патриарх Кирилл поставил подпись под Обращением граждан за запрет абортов. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4625720.html [Дата обращения: 03.09.2018].

4. Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ежегодной пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2017 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/56520 [Дата обращения: 03.09.2018].

5. URL: https://www.nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh [Дата обращения: 03.09.2018].

6. URL: https://www.nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_evraziystvo/ [Дата обращения: 03.09.2018].

7. См. скриншоты: URL: https://www.yadi.sk/d/ZOr2RM7f3an5Jc [Дата обращения: 03.09.2018].

8. Потиха В.В. Не убий! (Ребенок до рождения и «право на аборт») // Изборский клуб. Русские стратегии. № 5 (61), 2018. С. 58. URL: https://www.izborsk-club.ru/magazine_files/2018_05.pdf [Дата обращения: 03.09.2018].

9. Научные степени Грофа, соответствующие степеням кандидата / доктора наук в России.

10. См. научную автобиографию Г.И. Брехмана: URL: http://www.brekhman.iri-as.org/CV.pdf [Дата обращения: 03.09.2018].

11. Критика гипотезы Грофа о базовых перинатальных матрицах последовательно изложена в статье Г.И. Брехмана «Травма рождения: Возможность или неизбежность?» на англ. языке. Grigori I. Brekhman. The Birth Trauma: An Opportunity or Inevitability? // The International Journal on Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. 2010. № 22 (1-2). P. 129-144. URL: http://www.brekhman.iri-as.org/stat_e/birthtrauma%20.pdf [Дата обращения: 03.09.2018].

12. См., например, повествование о встрече Марии и Елизаветы (Лк. 1:39-56) или житие и акафист преп. Сергию Радонежскому: «радуйся, трикратным твоим во чреве возглашением родителей и всех слышащих удививый».

13. См. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 17 июля 2017 года N 15-4/10/2-4792 «О направлении методического письма «Психологическое консультирование женщин, планирующих искусственное прерывание беременности»». URL: http://www.docs.cntd.ru/document/456088342 [Дата обращения: 03.09.2018].

14. Духовником движения «За жизнь!» в целом является архимандрит Дорофей (Вечканов), настоятель Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Горках-8.

15. См., например, Массино Ю.С., Соколова Н.А. Уничтожение больных детей до рождения как один из государственных приоритетов в «решении» демографических и социальных проблем. URL: https://www.web.archive.org/web/20170226065804/http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23&idArt=1238 [Дата обращения: 03.09.2018].

14.09.2018 | Ответ движения «За жизнь!» на обвинения в пропаганде нью-эйдж, оккультизма и экстремизма и о позиции Церкви по поводу данных обвинений / Совет Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей «За жизнь!» : По материалам информационно-аналитической службы Русская народная линия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *