Ключевая проблема демографии современной России в том, что именно государствообразующий русский народ, в отличие от многих иных коренных народов России, принял решение перестать быть. Решил перестать продолжаться в истории. Решил может быть еще не окончательно, может быть и не вполне осознанно, но все показатели свидетельствуют об одном – об отсутствии у него воли к жизни, а значит смысла жизни.
У экспертного сообщества будет конечно великий соблазн все эти смыслы обществу предложить, как давно ими придуманные, взвешенные и проверенные. Предложить список очередных мер с посчитанными затратами и показателями эффективности каждой из них. Но без изменения базового посыла – восприятия населения в качестве субъекта, а не объекта демографической политики (как сейчас) – это будет очередная профанация, которая не даст значимого, создающего перспективу результата. Хотя конечно и расчеты нужны и понимание требуемых ресурсов также, но это не может являться приоритетным.
Мы слишком долгое время двигались в парадигме гражданского общества. Этот вид коллективности был «успеховый», конкурентный, опирался на западные ценности, противоречащие базовым глубинным основаниям российской культуры. Власть долгое время была вынуждена работать с этим прозападным по сути гражданским обществом, поддерживая противоречия между различными группами, вовлекая наиболее переговоро- и договороспособных в свою повестку, включая в систему стимулирования, откупаясь, раздавая подачки, выдавая локальные заказы.
Но 24 февраля 2022 г. с началом СВО этот период вынужденного идеологического двуличия закончился. Теперь необходимо по сути выстраивать систему общественного консенсуса заново. На иных ценностных основаниях.
Всю статью см. здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2da0f44bf1610a0a6ae4..