Практика доабортного консультирования в медицинских учреждениях не нова, работа в этом направлении ведется и в женских консультациях г. Тюмени и юга области. Разобраться в сути проблемы и ответить на распространенные вопросы по данной тематике поможет доабортный консультант, медицинский и семейный психолог, руководитель отдела ЦЗМ «Покров», директор Центра поддержки традиционных семейных ценностей «Академия семьи», действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги – Елена Юрьевна Шабалина.
Елена Юрьевна, здравствуйте! Расскажите, как давно существует практика доабортного консультирования в медицинских организациях региона?
- Системная работа по доабортому консультированию в женских консультациях города ведется с 2013 года. Изначально консультантами выступали психологи-волонтеры, со временем тема развивалась, и появились штатные сотрудники, работающие в этом направлении консультирования. Но и приходящие специалисты по-прежнему есть. По вашему мнению и опираясь на имеющийся опыт, основная причина абортов?
- Провозглашаемых причин множество, но, по сути, женщина идёт на аборт потому, что это не запрещено. С 1955 года аборты в нашей стране легализованы и женщинам предоставлена возможность «самостоятельно решать вопрос о материнстве». Про отцов забыли. То есть изначальна деструктивная установка на саму возможность такого выбора. Все остальные причины — второстепенны. В общественном сознании – на аборты идут очень нуждающиеся женщины, с определенными трудностями в отношениях, в здоровье, финансовом и/или жилищном плане, но это далеко не так. В процессе беседы понимаем, что основная причина – психологическая. И большинство женщин признают, что способны справиться с ситуацией, дело совсем не в ребёнке. Утвердилась иллюзия, что аборт – способ решения вопроса, но на деле – это уход от него. Беременность наступила, и практически все женщины осознают, что началась новая жизнь. Кто-то ставит себе психологические барьеры, мол, там еще ничего или никого нет, но ведь жизнь человека начинается с момента зачатия, это прописная истина, которая уже давно не является открытием, об этом знали наши предки. В последнее время, по нашим наблюдениям, на первый план выходит «причина» – «не хочу!». И дальше уже «почему не хочу» – не хочу менять ничего в жизни, поступаться своим комфортом, терпеть, экономить, есть маленький ребенок, а может и не один, устала. Причина «не хочу» — лейтмотив, «растяжка» над всеми другими процессами, лозунг, под которым женщина выступает. Наибольший процент идущих на прерывание беременности – это женщины с нежеланием перемен. Почти все откровенно говорят, что справились бы, но нет желания. И это беда, потому что самое трудное — заставить себя. Самый тяжёлый труд — труд над собой. И задача доабортного консультирования, как и любого другого, помочь женщине измениться. Конечно, есть контингент женщин, которым очень нужна помощь. Это примерно 1-5 %, те случаи, когда у женщины есть реально большие проблемы с ресурсами — финансами, жильём, поддержкой, отношениями, когда отец ребенка снял с себя ответственность и т.д. Но что самое интересное, именно такие женщины чаще сохраняют беременность. Прежде чем получить направление на прерывание беременности женщина должна посетить психолога и получить отметку о состоявшейся встрече? В какие сроки должна пройти эта беседа?
- Психологи, как и врачи, безусловно, опираются на нормативные документы. Таким образом, во время первого приема женщина получает направление на консультацию психолога, и после такой беседы у нее есть несколько дней на размышление – так называемое «время тишины», когда женщина может изменить решение прервать беременность. Цель всего доабортного консультирования: дать возможность задуматься. За короткое время беседы, а это около 45-60 минут. С одной стороны, это много, по сравнению с приемом врача, но для того, чтобы запустились глубинные процессы осознания минимум. С человеком нужно не просто суметь поговорить, но и услышать, понять его сложное психоэмоциональное состояние, быть готовым помочь. Конечно, мы идем навстречу, по возможности проводим не одну консультацию, общаемся, даем свои контакты, дополнительные информационные материалы, но потребность в этом возникает у единиц. Наши клиенты чаще всего не замотивированы на общение. У некоторых женщин возникает ощущение некоего диссонанса, ведь они приходят к гинекологу с целью сделать аборт, казалось бы, причем тут психолог? Недопонимание уже редко, но встречается. По опыту, с жалобами мы не сталкиваемся. Как правило, люди рады поговорить с заинтересованным компетентным человеком, решить какие-то свои вопросы. Психолог не имеет права давить и воздействовать, он может только помочь, дать возможность задуматься. Иногда мы просим прийти отца ребенка, случается, что на консультацию сразу приходит пара. В любом случае решение остается за женщиной, а «время тишины» должно быть выдержано. Как находите подход к незаинтересованному клиенту?
- Многие женщины идут на аборт не в первый раз и относятся к необходимости консультации спокойно. Возмущение, если и встречается, то у женщин, столкнувшихся с такой ситуацией впервые. Приходится иметь дело с абсолютно естественным сопротивлением процессу незапланированного общения. Немотивированные клиенты приходят к психологу не потому, что сами решили. Так положено. У нас потому и кризисное консультирование — женщина не воспринимает свою беременность как норму. Иногда, в начале беседы пациентка бывает настроена агрессивно. В этом и проявляется профессионализм — справляться с эмоциями, в том числе, своими. К концу консультации сидим и мило беседуем. Конечно, для этого необходим не только профессиональный, но и большой жизненный опыт, доброжелательное отношение и уважение к каждому человеку. Женщина говорит: «Я не хочу думать об этом, не думаю, стараюсь не думать». Наша задача дать такую возможность, помочь осознать неповторимость происходящего. Ведь большинство в душе сомневается, и почти каждая говорит: «Я понимаю, там ребенок». И этот ребёнок единственный в своём роде, неповторимый. У нас имеются наглядные модели «малышей-эмбриончиков» первого триместра беременности, атласы, листовки. Мы показываем, что это не «сгусток клеток», а живой человечек, частичка матери, отца, продолжение бабушек и дедушек, семьи, рода.
Елена Юрьевна, почему мужчины выбирают такую безучастную позицию в этом вопросе? С чем вы это связываете?
- Несмотря на общее плачевное состояние общественного сознания в отношении статуса нерождённых детей, на падение нравов, по опросам общественного мнения примерно 80% населения России считают, что жизнь человека начинается ещё до его рождения, с момента зачатия. Как доабортный консультант, исходя из многолетнего опыта, замечу, что большинство мужчин хотят детей.
По разным причинам, зачастую женщина сама много берёт на себя, выступает в роли главы семьи, и даже на реакцию мужа по поводу наступившей беременности: «Ура!», она может ответить: «А делать-то что будем?». Таким образом, мать сама себя ставит перед выбором, не беря во внимание мнение и желание отца ребёнка.
На вопрос в процессе беседы: «А как считает отец ребенка, его мнение?», некоторые женщины отвечают: «Сказал: «Как ты решишь». То есть мужчина, возможно, самоустраняется, перекладывает ответственность. Иногда это действительно так, иногда нет.
Иногда пальму первенства супруге, или подруге, отдаёт сам мужчина. Не умея правильно заботиться о любимой, не всегда понимая суть произошедшего, говорит: «Я поддержу её в любом случае, лишь бы ей было хорошо». Не осознавая, что аборт всегда плохо, всегда проблема, всегда ошибка, и ложное понимание, что хорошо, а что плохо в итоге приводит к разочарованию.
Конечно, реже, но встречаются незадачливые отцы, которые настаивают на искусственном прерывании беременности. Но, если позиция женщины «сохранить ребенка», чаще всего нам удается его отстоять, и потом все рады.
Огромная проблема – прерывание первой беременности. Последствия во всех смыслах непредсказуемы. Исторически, у всех народов рождение первенца – важнейшее событие, именно первенец открывает следующую ветвь рода, новое поколение.
Стоит заметить, в большинстве стран мира аборты, как и у нас раньше, запрещены. В ходе своей профессиональной деятельности и жизни часто сталкиваешься и со взрослыми, пожилыми людьми, и часто слышишь слова сожаления, что в своё время не родили детишек. И наоборот, никогда не слышала слов сожаления о том, что ребёнок, дети появились на свет. Дети – это безусловная ценность, это лучший вклад в будущее. Масса примеров в моей практике, когда впоследствии муж благодарен жене, подруге за то, что проявила характер и сохранила беременность, дав ему возможность стать отцом. Поддержка родных и близких, отца ребенка, в период репродуктивного выбора очень важны. Бывают случаи, когда вся семья, родственники выступают за сохранение беременности, а сама женщина не хочет и стоит на своём. Или супруг «за», а она «против» по своим «причинам» — карьера, желание путешествовать – ради этих целей она готова пожертвовать жизнью ребёнка, своим физическим и душевным здоровьем. Имеет место быть и расхожая формулировка: «Все же делают, и я сделаю, ничего в этом такого!», к сожалению, не осознавая всей сути и глубины последствий.
Не секрет, что последствия прерывания беременности для физического здоровья могут быть необратимы. А что происходит с женщиной с психологической точки зрения?
Аборт — это всегда травма, вопрос только в том, насколько она ощущается и осознается женщиной. Существует постабортный синдром – посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с искусственным прерыванием беременности по желанию. Последствия этого синдрома и психологические особенности не следует путать с последствиями, когда случается непреднамеренное прерывание беременности по естественным причинам, когда у женщины возникают сложности со здоровьем, или утратой ребенка в перинатальном периоде. В данном случае речь об аборте «по желанию» женщины, что вносит существенные коррективы. Наше тело и душа тесно связаны, и такой процесс как искусственное прерывание беременности пройти бесследно просто не может. Природа мудра, и женщина создана так, чтобы давать жизнь. Психика, душа человека непосредственно связана с телом, участвует во всех физиологических процессах. Беременность наступила, значит организм планомерно усиленно готовится дать жизнь еще одному живому существу, и вдруг принудительный обрыв: коллапс, противоречие, столкновение с природным и Божественным процессом. Так устроен мир, и это не зависит от вовлечения или не вовлечения в религиозную тематику. Есть случаи, когда с физиологической, медицинской точки зрения женщина здорова, но беременность не наступает по неведомым, психологическим причинам. Постабортный синдром коварен тем, что объяснить его природу сложно, он непредсказуем и проявляется по-разному. Широкая симптоматика: тут и панические атаки, и кошмарные сновидения, психологические расстройства, нарушение пищевого поведения, пристрастие к алкоголю и табакокурению, повышенная склонность к суициду и самоповреждающему поведению. Конечно, и к счастью, впоследствии, пережив аборт, многие женщины всё-таки становятся мамами, но психика, психологическое состояние, отношение к материнству, к жизни, к себе безусловно страдает, меняется.
Консультанты – особые люди? За одну консультацию проработать такой непростой вопрос. Расскажите подробнее о своих коллегах.
- Мои коллеги — доабортные консультанты, в основном, конечно, профессиональные психологи, медицинские психологи, но есть и врачи, медицинские и социальные работники. Как минимум, это добрые и достаточно умные люди, понимающие и принявшие для себя непреложную истину – человеческая жизнь бесценна. Если жизнь началась – все остальное отходит на второй план. Для выполнения профессиональных задач по доабортному консультированию важно самопонимание – для чего, зачем ты пришел в эту деятельность? В России в разных регионах консультанты работают и как штатные специалисты медицинских организаций, и как волонтеры от НКО. Всё в рамках нашего законодательства. Доабортное консультирование – это новое практическое направление в психологии. В нашем случае, обучение — процесс передачи опыта и знаний, когда более квалифицированные и опытные коллеги делятся своим опытом. Обучением, в том числе, занимаюсь и я, с 2015 года провела несколько десятков обучающих мероприятий и семинаров. И конечно, каждому консультанту нужно много работать самостоятельно, повышать свою профессиональную квалификацию, погружаться и учиться ориентироваться в теме. Тематика специфическая, не каждому специалисту она подходит. Важно это осознавать. Мы не просто ставим отметки о состоявшейся беседе, мы помогаем семьям не совершать ошибок, сохранять жизни детей, здоровье, отношения, душевный покой. Каков процент женщин, изменивших решение прервать беременность?
- В среднем по стране это 5-12%. Если консультант очень грамотный, опытный – показатель может быть выше, но не факт. Доля вклада специалиста не так велика, как хотелось бы. Главное зависит от самой женщины, её выбора, понимания, опыта, желания. Смотря на каком уровне личностного развития находится она в этот период. Порой, в силу тоннельного мышления, женщина может и не услышать психолога, прийти к осознанию многим позже, когда повернуть ситуацию вспять увы невозможно. Но само понимание и осознание имеет колоссальную целительную силу. Ведь оно позволяет не совершить подобные ошибки в будущем. Как вы видите развитие доабортного консультирования в будущем?
- Я верю, наша законодательная база будет изменяться и совершенствоваться в ближайшее время. И проблема уйдет — абортов «по желанию» не станет. Это требование времени, мы живём в ситуации демографической катастрофы и битвы за наше будущее. Задача закона – уберегать от ошибок, сохранять и защищать народ.
Пока же, в существующих условиях, надеюсь, что доабортное консультирование начнёт проводиться повсеместно и в коммерческих и частных клиниках, как предписывают нормативные акты, приказ №1130н. На сегодняшний день туда обращается очень много женщин (более 17% в 2020 году).
К консультациям в обязательном порядке будут привлекаться отцы.
Надеюсь, что в ближайшее время будет ограничено прерывание первой беременности. Ведь при аборте на старте ломается, рушится, часто безвозвратно, материнство, женственность, любовь, отношения, здоровье, рушится личная, семейная жизнь, в самом начале пути ломаются судьбы. И ничего не вернуть, этого ребёнка не вернуть.
Беременность – волшебный, хрупкий процесс. И работы в этой сфере для психологов предостаточно: школа материнства, подготовка к родам, воспитание детей, семейные отношения от «А» до «Я». Пусть именно этим созидательным вопросам будет всецело посвящено время специалистов в будущем.
«Территория здоровья», № 1(31), март 2022 г., http://www.takzdorovo-to.ru/gazeta/
Март, 2022 год