Последний официальный прогноз Минэкономразвития от апреля 2021 г. предполагает численность населения РФ на конец 2024 г. 144,7 млн чел. Эта цифра несколько выше «низкого» варианта прогноза Росстата от марта 2020 г. (144032,2 тыс. чел. на нач. 2025 г.) и существенно ниже среднего (145858,3 тыс. чел.).
Итак, что можно сказать о структуре прироста населения в 2024 г., согласно последним ожиданиям властей, в лице Минэкономразвития?
В целом можно сказать, что и миграцию, и естественный прирост рассчитывают по «среднему» прогнозу Росстата – только выход на эти показатели в 2024 г. позволит добиться численности населения 144,7 млн. чел., ведь из-за пандемии коронавируса показатели естественной убыли населения в России в 2020 г. оказались, а 2021 г. неизбежно окажутся хуже самых низких прогнозов.
Хотя пандемия коронавируса значительно увеличила естественную убыль населения и нанесла большой ущерб миграции, в первом квартале 2022 г. можно ожидать окончательного прекращения пандемии, а к 2024 г. естественная убыль будет отчасти нивелирована благодаря механизму демографической компенсации эпидемической смертности. Из-за того, что от коронавируса умерло очень много тяжелобольных и пожилых людей, которые умерли бы в ближайшие несколько лет, в последующие годы смертность будет быстро снижаться и какое-то время продержится на уровне ниже обычного. Однако в 2024 г. эта компенсация еще не проявится в полной мере.
Потери входящей миграции не будут компенсированы в той же степени, но все же совокупно миграционный приток не упадет до уровня кризисного «низкого» прогноза Росстата даже в 2021 г., а в 2024 г. можно ожидать, скорее, ускоренного восстановления притока. (В «низком» кризисном прогнозе Росстата миграция сильно занижена – он и строится из расчета резкого снижения миграции (например, в 2024 г. предполагается положительное миграционное сальдо всего чуть более 45 тыс. чел.), в то время как в «среднем» прогнозе предполагается крайне медленное снижение положительного сальдо миграции до уровня 254,9 тыс. чел. в 2024 г., с последующим ростом с 2026 г.).
Даже при условии такой частичной компенсации, «пандемические» потери численности населения, включая потери миграции, относительно «среднего» прогноза Росстата, к 2025 г. ожидаются на уровне 1158,3 тыс. чел. Если в 2024 г. удастся выйти на динамику «среднего» прогноза, то общая убыль населения в этом году составит 277,6 тыс. чел.
Каким же образом можно компенсировать такую значительную убыль населения уже в 2024 г., в соответствии с последним поручением Президента?
Потоки миграции – достаточно инерционные и консервативные процессы, к тому же приток миграции из «ближнего зарубежья», по имеющимся оценкам и прогнозам, уже начинает иссякать, а потребность в низкоквалифицированной рабочей силе в России будет уменьшаться в связи технологическим перевооружением и цифровизацией. Правда, еще остаются возможности в привлечении репатриантов-соотечественников, высококвалифицированной рабочей силы; определенный эффект даст устранение бюрократических барьеров и уменьшение срока получения гражданства и вида на жительство.
Предположим, что с помощью этих активных мер удастся выйти на «высокий» прогноз Росстата – это еще дополнительно 103,9 тыс. чел. (положительное миграционное сальдо около 358,8 тыс. чел). Но откуда взять остальные 173,7 тыс. чел.? Если все так же рассчитывать на входящую миграцию, то в 2024 г. миграционный приток должен будет составить около 532,5 тыс. чел.!
Но необходимо понимать, что столь значительный приток мигрантов вызовет однозначно негативную общественную реакцию и даже может дестабилизировать российское общество, что будет особенно опасно в период выборов Президента РФ. Так что надеяться на сверхвысокую миграцию не стоит, и необходимо зафиксировать ее верхнюю планку на уровне «высокого» прогноза Росстата. Вся компенсация потерь населения, превосходящая этот уровень, должна будет осуществляться за счет дополнительных рождений!
Задача повысить рождаемость в РФ в 2024 г. на 173,7 тыс. чел. относительно «среднего» прогноза – серьезная, амбициозная, но вполне посильная (на самом деле, и на 277,6 тыс. чел. – тоже возможно, при смене ценностного вектора развития общества и серьезной поддержке власти). Только полномасштабное развертывание системы профилактики абортов в стране даст не менее 50 тыс. дополнительных рождений в год, а поддержанное дополнительными законодательными и регулятивными мерами – и все 100 тыс.
Дополнительно 73,7 тыс. жизней могут быть обеспечены мерами поддержки семей с детьми – это еще одно важнейшее направление, по которому сохраняется значительный неиспользованный ресурс – по последним исследованиям, и репродуктивные установки (желаемое число детей) и репродуктивные ожидания (ожидаемое число детей) у населения России значительно превышают фактический уровень рождаемости. Определенный прирост населения дадут также, в совокупности, иные стимулирующие меры: улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана детского здоровья, пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, улучшение медицинского обслуживания, забота о пожилых гражданах.
Павел ЛЕЩЕНКО,
секретарь Экспертно-аналитического совета Демографической платформы РФ,
координатор ООД «За жизнь!» по направлению «демографическая экспертиза»