Дети ЭКО. Проблемы и риски | Литературные данные о здоровье

Дети ЭКО. Проблемы и риски | Литературные данные о здоровье


Долгое время бесплодие для многих пар было неразрешимой проблемой. Но сейчас общество получило новый метод решения этой сложной задачи. Однако, следует понимать, что вспомогательные репродуктивные технологии (с недоказанной безопасностью для женщины и ее будущих детей) изначально не должны быть панацеей для решения демографической проблемы

  • Основная причина отсутствия детей в семьях – вторичное бесплодие, чаще всего возникающее после аборта. Нужно не лечить следствие, а предотвратить причину!

  • Безопасность репродуктивных технологий, используемых для будущих детей, сомнительна. Вмешательство в естественный процесс зачатия может создать трудно тестируемые изменения в генетическом коде потомства. До сих пор не разработана единая система оценки эффективности и безопасности вспомогательных репродуктивных технологий с ведением единых регистров таких пациентов. Провести клинические и экспериментальные исследования и дать ответ на вопрос о состоянии здоровья женщины, к которой применили новые репродуктивные технологии, и ее ребенка — больше чем научная потребность, — это этическое обязательство. Используя вспомогательные репродуктивные технологии, врачи не просто восстанавливают женский организм, они помогают создавать новое существо. Их ответственность достигает другого уровня.

  • Безопасность репродуктивных технологий для женщин также сомнительна (синдром гиперстимуляции яичников – лишь первый и видимый пример патологии, частоту новообразований у женщин с такими схемами гормонотерапии нам еще предстоит оценить в ближайшее десятилетие).

  • Вспомогательные репродуктивные технологии используются у женщин солидного возраста (от 30 до 40 и выше). Крен в сторону «возрастных» женщин – опасность от носимой беременности для них самих (ведь это изначально нездоровые женщины), и для их будущего потомства.

  • В СМИ идет четкое лоббирование идеи новых репродуктивных технологий, как единственной возможности решения демографической проблемы, что свидетельствует о финансовой значимости этого коммерческого проекта. Практически ни одна страна в мире, даже очень богатая, не платит государственные деньги за серьезные испытания с весьма сомнительным результатом над трудоспособными женщинами.

I. Литературные данные о здоровье родившихся с применением вспомогательных репродуктивных технологий детей и их матерей

Michele Hansen [1] сообщает о выявленной степени риска главных врожденных дефектов после внутрицитоплазматической инъекции сперматозоида (ICSI) и оплодотворения в пробирке (IVF)

В исследовании использовались данные трех реестров Западной Австралии о врожденных дефектах у детей, появившихся в период с 1993 по 1997 гг. после использования вспомогательных репродуктивных технологий. Оценивалась распространенность врожденных дефектов у детей после естественного зачатия и после ICSI (или IVF).

У 26-ти из 301 младенца, появившихся с помощью ICSI (8,6 процентов), и 75-ти из 837 младенцев, после IVF (9,0 процентов) были выявлены значительные врожденные аномалии (подбирались дети одного возраста), по сравнению с 168 из 4000 детей после естественного зачатия (4,2 процента).


Таким образом, дети после ICSI или IVF подвержены вдвое более высокому риску появления на свет со значительными врожденными аномалиями, а также хромосомными и скелетно-мышечными дефектами, чем дети, рожденные после естественного зачатия.

Исследование Catherine Patrat [2] было направлено на выявление патологии в течении беременности, роста и развития детей, рожденных после субзональной инъекции сперматозоида

Субзональная инъекция сперматозоида (SUZI) являлась одним из первых методов микроманипуляции, которые эффективны при мужском бесплодии.

Цель исследования состояла в оценке развития эмбрионов, полученных в пробирке с помощью SUZI, а также течение беременности, родов, уровень врожденных аномалий и последующее развитие наблюдаемых детей.

Пятьдесят пять беременностей были получены между 1991 и 1994 годами (54-е переносом свежеполученных эмбрионов, и одна – после использования криоконсервации). Среди 55-ти беременностей пять (9,0 процентов) были биохимические (в пробирке) и девять закончились выкидышем или внематочной беременностью. Количество выкидышей и внематочных беременностей (18,0 процентов) соответствовало результатам, наблюдаемым после SUZI или ICSI [Cohen и другие, 1994; FIVNAT, 1995; Палермо и другие, 1996].

Это подтвердило более высокую степень невынашиваемости после IVF в сравнении с вынашиваемостью после естественного зачатия.

Частота врожденных пороков развития среди новорожденных и абортов составила 4,2 процента, что выше чем в популяции или после обычного IVF или ICSI, где это значение колеблется от 1,2 процента [FIVNAT, 1995] до 3,7 процентов [Leppig и другие, 1987]. В других исследованиях был выявлен более высокий уровень врожденных пороков развития у детей — 5,5 процентов [Cohen и другие, 1994] и после ICSI — 7,38 процентов [Kurinczuk, 1997]. Несмотря на участие небольшой группы детей, рожденных после SUZI, был выявлен высокий риск врожденных дефектов, особенно затрагивающих центральную нервную систему.

U.-B. Wennerholm описано исследование по определению частоты врожденных аномалий у детей, рожденных после ICSI, выполненное в Швеции [3]

Цель исследования: определить частоту врожденных пороков развития у детей, рожденных после внутрицитоплазматической инъекции сперматозоида (ICSI).

Были обследованы 1139 младенцев, из них 736 родившихся по одному, 200-ти пар близнецов и одна тройня. Общее количество младенцев с врожденной аномалией равнялось 87-ми (7,6 процентов).

Высокий уровень врожденных уродств — результат большого количества многоплодных беременностей после ICSI.

В статье H.B. Westergaard [4] сообщается об исследовании ЭКО (IVF) в Дании с 1994 по 1995 годы

Оценены данные относительно вспомогательной репродуктивной терапии и ее результатов в сравнении с контрольной группой того же материнского возраста, фертильностью и годом рождения.

В 1756 родах появились 2245 детей (близнецы составили 24,3 процента, тройни – 1,8). Количество преждевременных родов среди ЭКО детей было 23,8 процентов (дети, рожденные по одному — 7,3 процента, близнецы — 41,2 и тройни — 93,5), маловесные дети (меньше 2500 грамм) — 23,6 процента (дети, рожденные по одному — 7 процентов, близнецы – 42,2 процента и тройни — 87,1).

Перинатальная смертность составила 21,8 по сравнению с 17,4 в группе контроля. В 13,2 процентах всех клинических беременностей и 15,4 процентах беременностей, закончившихся родами, была проведена перинатальная генетическая экспертиза. Среди всех случаев в 3,5 процентах были выявлены дефекты кариотипа. 210 детей (4,7 процента) имели врожденные пороки развития, по сравнению с 2,8 процентами на уровне популяции.

Неонатальные последствия и врожденные аномалии у детей, рожденных после оплодотворения в пробирке, описаны в статье Sari Koivurova [5]

Чтобы оценить неонатальные последствия и преобладающие врожденные аномали у детей, рожденных после IVF в Финляндии, было выполнено контролируемое исследование.

304 IVF ребенка, рожденных в 1990-1995 годы сравнивались с контрольной группой из 569-ти детей, представивших популяцию, случайно выбранных из Финского Медицинского Реестра Рождения (FMBR) и соответствовавших по полу, году рождения, области места проживания, материнскому возрасту и социальному уровню.

Кроме того, IVF близнецы (n = 103) анализировались с близнецами из контрольной группы (n =103), IVF дети, рожденные по одному (n = 153), анализировались отдельно (n = 287 в контрольной группе). Уровень смертности сравнивался с результатами по FMBR.
Смертность среди IVF детей оказалась в два раза выше, в сравнении с результатами в популяции. Сравнение с контрольной группой, представлявшей общее население, выявило, что частота преждевременных родов [соотношение 5,6 — 95%; доверительный интервал (ДИ): 3,7-8,6], крайне низкий вес при рождении (соотношение 6,2 — 95%; доверительный интервал: 2,0-19,0), низкий вес при рождении (соотношение 9,8 — 95%; доверительный интервал: 5,6-17,3), неонатальная заболеваемость (соотношение 2,4 — 95%; ДИ: 1,7-3,4) и госпитализация (соотношение 3,2 — 95%; ДИ: 2,2-4,6) были значительно выше в IVF группе.

Распространенность врожденных пороков сердца (в основном дефекты перегородки) была в четыре раза выше у IVF детей, чем в контрольной группе, представлявшей популяцию.

В статье Jennifer J. Kurinczuk [6] оценивается значение репродуктивных технологий для здоровья потомства

Озабоченность влиянием ICSI на здоровье потомства и рождаемость включает уровень хромосомных аномалий, частоту возникновения муковисцидоза (CF), мутации гена, связанные с врожденным двусторонним отсутствием vasa deferens (CBAVD) и микроделеции Y-хромосомы. Сведения в пользу выявления вышеперечисленного при азооспермии или критической олигозооспермии — вне обсуждения.

Данные, требующие дальнейшего исследования включают воздействие ICSI на фиксированные гены и гены, участвующие в исправлении ошибок при репликации ДНК.


Очевиден высокий риск низкого веса при рождении и врожденных аномалий, обусловленных вспомогательными репродуктивными технологиями, включая ICSI.

Первые исследования, проведенные в нашей стране в начале 1990-х годов Бахтияровой О.В., показали, что наиболее часто встречающимися расстройствами у данной группы детей являются: задержка внутриутробного развития — 29,3%, асфиксия при рождении — 90,5%, неврологические изменения — 53,6% [7].

В статье Атласова В.О. и соавторов (Санкт-Петербург) изложены результаты исследования особенностей анамнеза течения беременности, родов, состояния здоровья новорожденных у пациенток, перенесших ЭКО [8].

Делаются выводы о том, что состояние здоровья новорожденных после ЭКО отличается от общепопуляционных показателей:

  • Недоношенность – 24,6%.
  • Маловесность менее 1500 гр. – 6,2%.
  • Легкая асфиксия при рождении – 4,3%.
  • Общая заболеваемость, обусловленная в основном задержкой внутриутробного развития, а также синдромом дыхательных расстройств, постгипоксическими состояниями, патологической гипербилирубинемией, врожденными пороками развития, более чем в 4-е раза превышает общую заболеваемость детей, зачатых в естественном цикле.

При этом особенностями течения беременности и родов после ЭКО авторы считают:

  • Возраст женщин 31-35 лет.
  • Многоплодие (двойня) после ЭКО наблюдается у 31,6%.
  • Осложненное течение беременности – в 96,5% случаев, наиболее часто – угроза прерывания беременности (49,1%) и угроза преждевременных родов (24,56%).
  • Преждевременные роды возникают у 22,7% женщин.
  • Способом родоразрешения у 84-ти процентов пациенток является операция кесарева сечения (плановое преобладает над экстренным).

В работе Кузнецовой С.В. и соавторов (Воронеж) приводятся данные об особенностях адаптации в раннем неонатальном периоде новорожденных детей, рожденных у женщин с бесплодием в анамнезе после циклов ЭКО [9].

Авторами делается вывод о том, что женщины, подвергшиеся циклам ЭКО, старше 30-ти лет, длительное время (в среднем пятнадцать лет) страдавшие бесплодием и безуспешно лечившиеся от него, чаще имеют соматическую патологию. Подвергавшиеся индукции суперовуляции практически все относятся к группе высокого риска развития осложненного течения беременности и родов, многоплодия, что неблагоприятно влияет на внутриутробное развитие плода.

Дети, рожденные после ЭКО, имеют высокий процент недоношенности, задержки внутриутробного развития, морфофункциональной незрелости, анте- и интранатальной гипоксии, перинатального поражения ЦНС (87,5%), осложненному течению периода неонатальной адаптации, что является индикатором развития серьезной патологии в будущем.

По данным международных исследований, у детей, рожденных путем ЭКО, чаще всего регистрируются врожденные аномалии развития, атрибутивный риск которых достигает 2,2. Среди последних преобладают пороки развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем (10). А также наследственные синдромы — Ангельмана, Беквита-Видеманна, Хангарта, лиссэнцафалия, гиперинсулинемическая гипогликемия [11, 12].

Многие авторы отмечают психические расстройства (аутизм, умственная отсталость, нарушения поведения), неврологические нарушения (ДЦП) [13, 14, 15]. При применении репродуктивных технологий высока частота многоплодной беременности (35,7%), что сказывается на развитии детей, требующих высокотехнологичной перинатальной помощи и повторных госпитализаций [16]. Дети, зачатые путем ЭКО, требуют многолетнего наблюдения и применения различных видов скрининга для выявления врожденной патологии [16, 17, 18, 19].

18.04.2014 | СПРАВКА О состоянии здоровья детей, родившихся в результате использования вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе ЭКО / профессор А.А. Баранов. Часть I : По материалам Портала «Союз педиатров России»
Фото | Архив проекта Две лепты dve-lepti.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *