Национальная стратегия в области демографии | Автор: Олег Иванович Аполихин

Национальная стратегия в области демографии | Автор: Олег Иванович Аполихин

 
Современной России необходима государственная национальная стратегия в области демографии, направленная на ответственное отношение к своему здоровью, в первую очередь, молодых людей. В противном случае скоро Россия не сможет удерживать свои огромные территории, пустеющие вследствие снижения рождаемости в стране.
 

Мы привыкли видеть нашу страну богатой территориями, природными ресурсами, населением. На самом деле сегодня Россия при своих огромных просторах по количеству населения занимает лишь 9-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии. То есть в смысле населения наша страна не такая уж и большая. И если ситуация не изменится, то менее чем через 20 лет, к 2050 г., по прогнозам Организации Объединенных Наций, Россия будет занимать по этому показателю уже 18-е место в мире. Серьезно вырастет Индия, которая перегонит по количеству населения Китай, да и сам Китай подрастет, значительно увеличится Нигерия, США тоже, главным образом, за счет миграции.

Сегодня мы фактически живем продажей полезных ископаемых, и наши основные ресурсы находятся в регионах Сибири, Крайнего Севера – они добываются экстенсивным путем, то есть требуют присутствия человека. Сейчас мы постоянно теряем людей. Демографы и геополитики подсчитали, что, если это продолжится в том же темпе, через 10–15 лет мы не сможем удерживать опустевшие территории. Поэтому для нас демография – вопрос жизни и смерти существования государства, по крайней мере, в его нынешних границах.

По оценкам экспертов (Демография для практических работников: Методические рекомендации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / под ред. Л.Л. Рыбаковского. — М.: Экон-информ, 2014. — 254 с.), хотя бы для удержания статус-кво, необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину репродуктивного возраста в России составлял 2,1 (сейчас – 1,78). То есть требуется более двух детей на каждую женщину. Но кто-то не может иметь детей по объективным причинам, поэтому нам необходимо, чтобы каждая третья семья имела как минимум четырех детей.

Репродуктивный потенциал зависит от трех важных составляющих: от репродуктивного здоровья, то есть возможности иметь детей, от репродуктивных потерь, которые возникают вследствие болезней, непредвиденных обстоятельств и, естественно, от репродуктивного поведения, от желания иметь детей.

Что касается репродуктивных потерь, то здесь мы в последние годы достигли исторического минимума, когда материнская смертность с 1980 по 2016 г. сократилась более чем в 5 раз – с 47,4 до 8,3 на 100 тыс. родов, а младенческая смертность снизилась с 1990 по 2016 г. более чем в 5 раз – с 22,1 до 5,3 на 1000 родившихся живыми. Однако обратим внимание: в тех регионах, где суммарный коэффициент рождаемости высокий (больше двух), например на Северном Кавказе, смертность – материнская и детская – выше среднего. А вот в Центральной России, несмотря на снижение репродуктивных потерь, суммарный коэффициент рождаемости остается на низком уровне – 1,78. То есть рождаемость, к сожалению, не зависит от инструментальных показателей снижения материнской и младенческой смертности.

Действительно, в недалеком нашем прошлом, во времена наших бабушек и дедушек, когда женщины рожали по 5, 10, 15 детей, смертность – младенческая и материнская – была высокой, но и народонаселение росло. Потому что не репродуктивные потери, а репродуктивное поведение, желание иметь детей, является главным в росте народонаселения страны. Поэтому финансовые вливания в инструментальные показатели, строительство перинатальных центров результатов в этом смысле в общем-то не дают.

Что касается репродуктивного здоровья. Исследование «Репродуктивное здоровье населения России», проведенное в 2011 г. Минздравом и Росстатом совместно с ЮНФПА и CDC, в ходе которого было опрошено 10010 женщин, показало нам, что 77,4 процентов женщин, которые идут сейчас в роды, уже больны.

Этим, собственно, и объясняется необходимость высоких технологий. Ведь что такое перинатальный центр? Это родовая реанимация. А зачем она нужна, если роды – естественный физиологический процесс? С чем связано плачевное состояние здоровья женщин репродуктивного возраста?

Оказалось, что за последние 65 лет произошли серьезные изменения в поведении людей. Сейчас возраст сексуального дебюта для девушки составляет, как правило, 16–17 лет (Медико-социальные проблемы воспитания подростков: Монография / Баранов A.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. — М., Литагент ПедиатрЪ, 2014). Но это в среднем, а есть очень много случаев, когда в половые отношения вступают в 12-ть, в 10-ть лет. У молодого человека дебют случается в 15–16 лет. При этом возраст вступления в брак резко вырос: для девушки, женщины он в среднем составляет 24–26 лет (а для многих – значительно выше), для молодого человека – 26–29 лет.

Получается, что 10-ть лет (и это только в среднем) молодые люди живут активной половой жизнью без целеполагания создания семьи. Для чего они живут? Для развлечений. Естественно, они получают разные инфекции – хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, гарднереллы, цитомегаловирусы, вирус герпеса. Часто к моменту так называемого репродуктивно направленного поведения родить самостоятельно женщина уже не в состоянии.

Пик абортов приходится на 25–39 лет – это наиболее активный возраст. То есть все хотят получать удовольствие. Не нести ответственность, не трудиться, это ведь серьезная работа – создать семью, не быть в семье – а получать удовольствие. То есть проблема не в медицинских технологиях, а в гедонизме.

 
Наше важное открытие: поведение женщины не является определяющим при рождении ребенка. Если мы хотим изменить ситуацию, то должны начинать с мужчин. Он – тот самый забытый строителями камень, который оказался краеугольным. Если мужчина будет активным сторонником создания семьи, рождения детей, недопустимости абортов, женщина в большинстве случаев будет с ним согласна.
 

Мы спрашивали женщин: «Сколько детей вы хотели бы иметь?» Самый распространенный ответ: двоих. Если есть какие-то проблемы со здоровьем, семейные неурядицы – хотят одного, либо вообще планируют обойтись без детей. И лишь четыре процента женщин сказали, что родят столько, сколько Бог им даст. Пять процентов заявили, что вообще не хотят иметь детей.

Когда мы стали спрашивать, а почему вы не хотите рожать детей или хотите иметь только одного-двоих, ответ был такой: «А для кого рожать?» То есть должен быть кто-то, для кого женщина рожает.

Рост разводов, популярность антисемейной парадигмы «чайлдфри» связаны во многом с тем, что нет мужчин, которые брали бы на себя ответственность за создание семьи. Таким образом, на наш взгляд, зоной очень пристального внимания должно стать воспитание мальчиков, объяснение роли мужчины во внутрисемейных отношениях.

Сегодня утеряны ценности, которые в русском обществе составляли основу традиционного семейного уклада жизни. Но дети рождаются в семье. И если мы хотим, а наше правительство реально ставит задачу роста народонаселения, то мы должны взять на вооружение один простой индикатор – рост количества семей. Если число семей будет увеличиваться – появятся дети. Не будет семей – не будет детей. Может, «для себя» женщина и родит одного, но больше – никак. А нам нужно больше – нам-то нужно троих–четверых.

Интересно, что при Екатерине Великой даже губернаторов оценивали по показателю роста народонаселения. Увеличивается население в губернии – значит, чиновник работает хорошо, падает – по любой причине – умирают или бегут от него – значит, руководитель плох, его убирают.

Что сегодня происходит с мужчиной? Его состояние, в том числе физическое, меняется (по причине низкого качества продуктов, употребления алкоголя, лекарств, которые нужны только для того, чтобы продаваться). Это действительно изменение, не только внешнее, но и внутреннее, которое приводит к депрессивному настроению. У мужчины постоянно плохое настроение, он угнетен, он всем недоволен, соответственно, у него высокий уровень заболеваемости. Это связано и с высоким уровнем холестерина. Человек не может сдержать себя, ограничить даже в простых вещах, в еде, ведь он живет для удовольствия. Надо себя заставить, а воли нет.

Воля ослабевает в обществе потребления. Интернет этому способствует: смотрите – вот женатый серый неудачник, а вот холостой – он доволен, сидит в бане с тремя красивыми девушками. И это внедряется в сознание молодых людей: ни за что не отвечать, получать удовольствие. С детства ему внушают: «сынок, ты лучший, ты никому ничего не должен».

Женщина – существо слабое, но мужчина сейчас еще слабее. Он и живет фактически одним удовольствием.

Наша демография сегодня – в руках людей, влияющих на сознание молодых, на их духовно-нравственное состояние. Дело не в медицинских технологиях. Уберите растление детей, негативное влияние СМИ, половые извращения – и у вас вырастет рождаемость.

Россия сегодня – единственная страна, в которой прогрессирует гетеросексуальный рост больных СПИДом. Увеличивается число заболеваний, передаваемых половым путем, того же ВИЧ. В том числе потому, что люди ходят в ночные клубы, чтобы себя развлечь. У них нет никакой идеи, им нечем заняться, и они попадают в этот замкнутый круг, в котором половые извращения, наркотики, алкоголь.

Поэтому решение проблемы состоит не в экстенсивном подходе, не в лечении больных при помощи высоких технологий, а в духовно-нравственном воспитании.

Демографической проблемой обусловлено и то, что пожилых людей у нас сегодня становится все больше, а молодых меньше. Мы сегодня находимся фактически на грани возможного, когда уменьшающемуся количеству молодых людей все труднее обеспечивать содержание пожилых. И это огромная проблема в обществе.

 
Поэтому рождение и воспитание молодых здоровых людей – это стратегически важная задача. Какой должен быть подход в ее решении? Суть этого подхода, на наш взгляд, заключается в изменении парадигмы: необходимо перенести акцент с репродуктивных потерь на репродуктивное здоровье, на создание семейно-направленной политики. Нам надо ни не дать человеку заболеть, а не лечить запущенные заболевания.
 

Но сегодня основные финансовые потоки направлены как раз в область оказания медицинской помощи, подчас тогда, когда уже поздно. А на первом месте должна стоять профилактика. Надо финансировать Центр семьи и брака – а не Центр планирования репродуктивных технологий ЭКО. Речь должна идти не о «планировании», а о создании семьи!

Сегодня финансируется болезнь, а не здоровье: младенческая и материнская смертность, высокотехнологичная медицинская помощь. Рождаемость, репродуктивное здоровье Минздрав не финансирует. А мы должны предупреждать заболевание, распад семьи. К решению этой задачи должны подключиться не только Минздрав, но и Министерство экономики, Минфин, Министерство образовании и науки, вся общественность.

 
Один из проектов в этой области – разработанный нами Сертификат молодоженов. С его помощью мы даем молодым людям, которые подали заявление в загс, возможность пройти бесплатное анонимное медицинское обследование. И если у человека есть какие-то проблемы, решить их до того, как они станут болезнями, помочь ему создать здоровую семью. Эта наша инициатива уже получила поддержку в Воронежской, Липецкой областях, в Оренбурге, Новгороде.

Необходимо создать сайт, где молодым людям в популярном виде рассказывали бы о том, почему возникают те или иные заболевания, проблемы, что главная причина – образ жизни человека, всему виной его потребительское отношение к жизни, в том числе к собственному здоровью. То есть человек как бы ни за что не отвечает, но требует, чтобы ему дали возможность лечиться.
 
Необходимо создавать консолидированную систему ответственности человека за свое здоровье, помогая ему вести здоровый образ жизни, но в то же время спрашивая с него за сознательный вред своему здоровью. Сегодня молодой человек принимает алкоголь, наркотики, курит, ведет аморальный образ жизни, а потом говорит: вы меня должны обеспечивать всеми необходимыми социальными благами. Но этих благ лишается кто-то другой. Этот момент очень и очень важный, в том числе в правовом смысле – человек должен оставаться полноценным субъектом права.

Поэтому я считаю, что нам необходима государственная национальная стратегия в области демографии, направленная на то, чтобы не дать заболеть, чтобы люди ответственно относились к своему здоровью. Это отношение должно стать результатом духовно-нравственного воспитания. Если будет здоровый дух, будет и здоровое тело.


Олег Иванович Аполихин,
член-корреспондент РАН, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина – филиала «НМИЦ радиологии» Минздрава России, главный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, д.м.н., профессор

20.04.2018 | Национальная стратегия в области демографии / Олег Аполихин : По материалам Православного портала Покров pokrov.pro
Фото | Архив фотографий проекта Две лепты dve-lepti.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *