Как мама десяти детей успевает писать книгу, иконы, и кто в большой семье священника скрывается под ником Самурай
Папа – протоиерей Алексий Ким, настоятель прихода в честь Казанской иконы Божией Матери с. Верхнее Санчелеево. Мама – Ирина Ким, выпускница иконописной школы при Московской духовной академии. Дети: Мария, 18 лет, Серафим, 17 лет, Александр, 15 лет, Михаил, 13 лет, Анастасия, 13 лет, Анна, 11 лет, Иван, 10 лет, Анастасий, 7 лет, Алексей, 4 года, Дария, 3 года, Христина, 1 год.
«Мама, не молись!»
Дети рождались один за другим. Когда родился шестой ребенок, старшей дочке было всего семь лет, и никаких помощников.
– Это был, пожалуй, один из самых непростых моментов жизни. Напряжение, усталость.
В критические моменты я понимала, что сейчас начну кричать на детей, а это невыход! Тогда я начинала ликвидировать последствия их бурной жизнедеятельности и петь при этом «Господи, помилуй, Господи, прости…» Старшие с криком: «Мама, не молись!» сразу бросались помогать… Кричать от бессилия уже не хотелось.
Пятая дочка, Настя, приемная, она в семье с рождения. Сейчас ей тринадцать. Как шутит отец Алексей: «Мы сделали вызов обществу, когда родили четвертого подряд, и ему в комплект взяли пятого». О том, что девочка некровная, она узнала в одиннадцать лет. Родители сами собирались сказать, готовились, искали нужный момент и слова, но опередила 83-летняя соседка. Видимо, под впечатлением от многочисленных ток-шоу, она подошла к девочке и заявила: «Ты приемная. Мать свою и бабку никогда не прощай!» Родители заметили, что стала замыкаться, уединяться, уходить гулять одна. После расспросов был долгий серьезный разговор.
– Конечно, она бы хотела найти маму. Мы ей говорим, ты молись за нее, чтобы она изменила образ жизни, Богу все возможно. Если ты ее найдешь в том состоянии, в котором она сейчас, тебя ждет разочарование. Или хотя бы девочке надо подрасти еще немного, повзрослеть. Кровные мать и бабушка знают, где Настя, но встречи не ищут.
Червяк с ником Познай-Себя
К учебе в школе у Ирины свой подход. В начале учебного года она помогает всем войти в ритм – контролирует, подсказывает и так далее. Потом – наблюдает и вмешивается, если дети сами просят о помощи.
– Все дети абсолютно разные, и на школьной учебе свет клином не сошелся. Старшая в 15 лет экстерном с отличием окончила 11-й класс. Поступила на бюджет лечебного факультета в медицинский вуз. Сейчас заканчивает третий курс. Второй ребенок, сын, хорошо сдал ОГЭ, остался учиться в школе, ЕГЭ впереди. Пока в ус не дует, и не вижу, чтобы сильно переживал. В армию собрался после школы, в качалку ходит, готовится. Надя очень слабенько учится. Ну, не ее это! Мы ее ориентируем на семью, она будет замечательная мама и хозяйка!
Ирина старается выделить время каждому ребенку, причем особенно тому, кто сейчас больше нуждается в поддержке.
– Каждому возрасту необходимо свое количество маминого внимания. За маленьких можно не переживать, они свою маму себе добудут. Детям постарше можно уделять другое внимание. Необязательно сидеть с ними, играя, вырезая и склеивая, по очереди, как врач и пациент на приеме в поликлинике.
С дочкой, помогающей чистить картошку или лепить пирожки, можно общаться. А читать перед сном можно сразу всем.
Родители считают, что очень важно вкладываться в старших детей, ведь они потом становятся примером для младших. И, вообще, выходят во взрослую жизнь уверенными в родительской поддержке. Общение с подростками в основном дело главы семьи.
– Сейчас отец вкладывается в 17-летнего Серафима. Потому что скоро выпорхнет второй наш птенчик.
Иногда уложу малышей, зайду на кухню, а там сидят папа с сыном за ноутбуками. Зайду со спины, а там на экране червяк с ником Самурай, а рядом червяк с ником Познай Себя, оба на пол-экрана. Я говорю:
– И не стыдно тебе, твое высокопреподобие?
А муж отвечает:
– Я просто хочу ему доказать, что в топ можно и без премиум-аккаунта войти за полчаса!
– Тьфу, – говорю, – срамота!
Водички попью, свет лишний погашу и спать иду. А через полчаса слышу, чай пьют и разговаривают за жизнь, и совсем не о червях и стримах. Они вышли на одну волну и теперь общаются без помех. Главное, чтоб была точка соприкосновения. Общий интерес. Общее дело. Рыбалка, например.
Сейчас Сима с папой на гитаре разбирают одни произведения и играют дуэтом.
«В сказках и у вас с папой»
Зимой Ирина и отец Алексий могут на полчаса уйти вдвоем на лыжах, с термосом чая и шоколадкой. Весной поехать на велосипедах смотреть, как распускаются первоцветы. Благо, старшие дети подросли и могут недолго посмотреть за малышами. Иногда нужно просто поговорить без детей. Тогда старшим дается указание: «Нас не будет полчаса. Малыши спят. Остальные ваши. Смотрите мультики». Когда в доме были малыши, родители ждали, чтобы все уснули, и только потом садились разговаривать за чашкой чая.
– Как-то разговаривала со старшей дочкой о любви. Она мне говорит: «Мам, настоящая любовь бывает только в сказках… Ну, или у вас с папой».
Сначала что? Влюбленность. Жениться по любви не может никто. А любовь – это жертвенное служение. Какие тут можно привести примеры? Это же не «героически бросился в огонь и спас утопающего». Это повседневная жизнь.
Иногда говорят: «Не могу! Накопилось!» А не надо копить. Ну, не закрывает он тюбик с пастой. Ну, оставляет носки под кроватью. Ну, забыл купить кефир. Как все это мелко по сравнению с тем, что в любой день можно потерять друг друга! Знаете, о чем мы молимся? Чтобы умереть, как святые Пётр и Феврония, в один день. Не разлучаться надолго. Детей поднять и умереть.
Оксана Головко | 08.06.2018 | По материалам портала Православие и мир www.pravmir.ru
Фото | Архив фотографий проекта Две лепты dve-lepti.ru
#взаимоотношения_в_семье, #лайфхаки_многодетных, #многодетная_семья, #многодетность, #семья